РусскийEnglish

Часть прибыли, полученной в результате деятельности парка, будет направляться на финансирование программ благотворительного фонда помощи детям «Теплый дом».

Подробнее о фонде

Коллекция архитектурных моделей музея Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге - крупнейшая в Европе, она насчитывает свыше 130 моделей. В основном это проектные модели лучших архитектурных сооружений Петербурга XVIII - XIX веков. Эти модели являются предварительными вариантами или же не полностью осуществленными в натуре проектами архитектурных сооружений.
 
Модели зданий не передают конструктивного характера построек, но имеют значение для истории архитектуры своей художественной ценностью. В них остаются живыми и Мастер Я. Лоренц по проекту Ф. Растрелли. Проектная модель Смольного монастыря.1750-1756.Дерево с окраской масляной краской, позолота, свинец.265х518х501неизменными все замыслы автора и зафиксирован изначальный образ произведений, некогда разрушенных, перестроенных, иногда совсем не исполненных. Часто в них видна первоначальная идея зодчего, затем им же измененная при возведении постройки.

Возникновение и расцвет модельных музеев в России относятся к эпохе Екатерины II. Эрмитаж, основанный ею, наряду с картинами и скульптурой содержал богатое собрание моделей - оригинальных копий архитектурных сооружений всевозможных стран и эпох.

Антонио Кики. Модель руин арки Януса на Бычьем рынке в Риме.70-е гг. XVII в. Пробка резная, гипс тонированный Екатерина II поддерживала связь с французскими и итальянскими деятелями эпохи Просвещения, вела обширную переписку с Вольтером, прислушивалась к его советам в области культуры и искусства. Великий философ в 1777 году прислал императрице модель Фернейского замка и прилегающих к нему садов, которая и легла в основу коллекции архитектурных моделей в России.

Екатерину II привлекали работы Шарля-Луи Клериссо, знаменитого французского Антонио Кики.Модель триумфальной арки Септимия Севера на Римском форуме.70-е гг. XVII в.Пробка резная, гипс тонированный архитектурного рисовальщика, учителя Чарльза Камерона. Он входил в круг друзей Винкельмана, с которым переписывалась Екатерина. Ш.Л. Клериссо выполнил по заказу императрицы модель Триумфальной арки в честь победы России в русско-турецкой войне с надписью: "Екатерина Великая". Строительство этого сооружения не было осуществлено (вероятно, из-за пышности и дороговизны проекта), что придает огромную ценность модели, являющейся украшением академической коллекции. Она дает представление о замечательном художнике, известном в основном как теоретик и знаток античности.

Мастер Симеон Серенсен по проекту И.Е. Старова. Проектная модель Троицкого собора Александро-Невского монастыря в Петербурге.1778-1788.Дерево, лак.155х218х87,7В 1774 году Екатерина Великая заказала итальянскому архитектору Антонио Кики коллекцию из 32 моделей миниатюрных копий памятников архитектуры античного Рима. Материалом для моделей послужила обыкновенная пробка - она позволила точно воспроизвести не только все архитектурные формы, но и характерную, слегка ноздреватую природу травертина, из которого сооружались здания Древнего Рима. Коллекция эта была куплена императрицей для любимого внука, будущего императора Александра I, а затем была передана в Академию художеств как учебное пособие для студентов.

При огромном интересе императрицы-просветительницы к западной архитектуре основу коллекции все же составляют проектные модели архитектурных сооружений Петербурга XVIII - XIX веков.

Модель Исаакиевского собора относится к одному из последних крупных сооружений русского классицизма, поступила в музей Академии после завершения строительства собора, в 1858 году. Позднее редко делались такие модели, значительные по размерам, требующие больших расходов и усилий. По мере приближения к настоящему времени модели становились все более лаконичными, упрощенными - резьбу по дереву все чаще заменял гипс, папье-маше и картон. В музее хранятся созданные из этих материалов модели построек архитекторов середины XIX века - К. Тона, А. Штакеншнейдера, Д. Гримма и других. Здесь же находится и целый ряд образцов сооружений советских архитекторов, начиная с 1920-х годов, когда архитектурная мысль обгоняла возможности воплощения замыслов зодчих в натуре.

Коллекцию архитектурных моделей музея Академии художеств можно назвать "объемной историей архитектуры". Ее экспонаты, возраст которых порой более 200 лет, возвращают нам ощущение гармонии и красоты, почти утерянные в современном мире.