МБДОУ детский сад комбинированного вида №6"Родничок"

Московская область, г. Красноармейск , микрорайон Северный,дом 36

Рождественские чтения

on 23.12.2012

«Возрождение через просвещение»

Рождество является одним из светлых праздников в году. Его ждут, к нему готовятся. Вот и наш детский сад принял активное участие в выствке, посвященной Десятым городским рождественскимобразовательным педагогическим чтениям «Возрпождение через просвещение», которая проходила на базе гимназии № 6    26 ноября 2012 г. Активное участие в выстаыке приняли дети и рподители. Много добрых и хороших работ было представлено. Это и работы на новогоднюю тематику из солёного теста воспитателя Гурковой Л.В. и её ребятишек (новогодние игрушки на ёлку, работы из сена, дружная семейка снеговиков). Постарались и родители! Были представлены работы в технике оригами (рождественская ваза, рождественская ель), работы в технике валяние ( белый ангел). Интересны были работы, вырезанные из пенопласта (рождественская ель с угощениями), работы росписи по дереву ( Дед Мороз). Практически кружевные, вырезанные из бумаги ёлочки и ангелы. Выставка порлучилась очень светлая, в ней как бы ожила рождественская сказочная история, призывающая детей к добру. Подготовили и провели выствку воспитатели: Гуркова В.В., Грибкова С.А., Смехова Е.В.

Воспитатель Смехова Е.В.

 

 Выступление с докладом воспитателя Смеховой Е.В.

Дорога в жизнь.

               Автор: Е.В.Смехова                                                                                               Мы обречены жить в бушующем 

                                                                                                                                           океане событий, чувств, информации.                                                                                                                                               Управлять ими – значит уметь быть

 здоровым, успешным, счастливым. [1]

Н.В. Маслова

Любовь из будущего, здравствуй!

Пытливый, добрый детский взгляд.

Тебе я доверяю, властвуй!

Улыбка – лучше всех наград…

Ты звёздный свет, сияньем жизни

Открыл мне смыслы бытия,

Ребёнок – божий дар Вселенной,

И в нем частица есть моя!

Шепчу: «спасибо» Мирозданью,

За то, что главный дан ответ,

Что делать, у кого учиться,

Чтоб видеть будущего свет!

 

            «Мир сегодня похож на прекрасную древнюю амфору, разбитую вдребезги. Множество её крохотных осколков разлетелись далеко, что сам образ совершенства, целостности исчез из нашего сознания… И, может быть, именно сегодня мы переступаем порог…и наш долг сделать так, чтобы утро наших детей в школах и детских садах начиналось на беломраморных лучезарных площадях мудрости[2]».

Не так просто управлять собой в окружающем мире, при этом оставаясь здоровой, гармоничной и цельной личностью. Человек, как самоорганизующаяся система, должен заботиться не только о своей внешности и здоровье тела, но также думать о чистоте своей души, ибо без внутренней Гармонии не будет внешнего Совершенства…

Социум, наши отношения в нем – это отражение нас самих в летящих мгновениях жизни…[3]

Основная цель нашей работы по духовно-нравственному воспитанию – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни нашего народа, о специфике народной культуры и быта при обращении  к жизненному опыту детей.

В соответствии с целью мы определили для себя следующие воспитательные задачи:

  • знакомство детей  с различными формами культуры;
  • воспитание толерантности, уважение к национальной культуре других народов; 
  • воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;
  • формирование нравственно-патриотических чувств, умения за разными конкретными предметами  и явлениями видеть их духовную и душевные стороны.
  • развитие художественно-творческой активности  детей, приобщение детей к истории национальной культуры;

Ø  сохранение национальных традиций русского народа.

  • формирование  духовно-нравственных ценностей;

Мы определи следующие этапы духовно-нравственного воспитания:

                   I.                        Создание атмосферы доброжелательности, доверия и любви.

                II.                        Осмысление нравственных понятий, обогащение социального опыта через беседы, музыку, чтение, театральные постановки.

             III.                        Осмысление нравственных понятий, обогащение социального опыта через игру. Разыгрывание нравственных этюдов (сценок), проблемных ситуаций, побуждающих ребёнка к положительным поступкам.

Воспитание детей в духе русской культурной традиции – это не только средство инициирования личности для духовного и интеллектуального развития, это и профилактика таких характерных для нашего времени деформаций личности, как эгоцентризм, замыкание на вещизме или пессимистический, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь.[4]

Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Духовность – основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Но при реализации этого потенциала полезна не любая духовность, а такая, плоды которой отвечают критериям нравственности.  В личности любого человека сплетены две стороны – рационально-логическая и эмоционально-душевная. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются  в реализации комплексного подхода к воспитанию.

Пример реализации такого комплексного подхода к воспитанию мы находим в русской народной традиции. Народная, в частности русская, культурная традиция дает нам, во-первых, проверенную веками методологию воспитания, обучения и развития, а во-вторых, конкретный воспитательный материал, уже как бы пропитанный духовностью и нравственностью.

В образовательный процесс мы постарались ввести все богатство русской культуры, работу по приобщению детей к народной культуре системно, по всем направлениям, с включением всех участников образовательного  процесса (педагогов, детей и их родителей), а также установлением внешних связей.

Педагоги нашего детского сада используют такие компоненты народной культуры, как игры, различные ремёсла, народные праздники, фольклор. Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор. Как исторически-конкретная форма народной культуры он не остаётся неизменным, а развивается вместе  с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.

Наши воспитанники охотно посещают фольклорный кружок. Занятия в кружке проводит музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения Захарова Л.С..  Для занятий с детьми мы используем Русскую избу. Сотрудники детского сада постарались воссоздать фрагменты основных деталей и обстановку Русской избы (стол, лавки, печь, люлька). Огромный вклад в работу по нравственному воспитанию детей вносят и сотрудники детского сада, посещающие фольклорный кружок. Совместное детско-взрослое творчество радует всех нас и сегодня. Еще одна славная русская традиция: проводы русской зимы –  Масленицы. С какой теплотой величают наши дети хозяйку Авдотью Изотьевну.

«Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая!

С гор покататься,

В блинах поваляться!

Сердцем потешиться!

По обычаю чучело Масленицы сжигают, пепел разбрасывают по земле, чтобы был хороший урожай. Масленица сгорела – солнышко пригрело! Дети вытягивают свои ладошки к солнышку и чувствуют его тепло. От  Масленицы у детей в руках зажглись солнышки, они напомнили им о последнем дне масленицы – «прощеном воскресенье». Люди просят друг у друга прощения за нанесенные обиды. Это очень хороший, добрый, древний обычай. Хороши и русские игры «Бой Петухов»,  «Перетягивание каната», их тоже не стоит забывать.

 

Другим важным компонентом народного творчества является сказка. Ведь именно она учит детей добру, воспитывает стремление к взаимопомощи, честности, доброте, сочувствию и многим другим качествам. Она способствует формированию определенных нравственных ценностей. У детей  формируется идеал  на примере сказочных героев (Красна Девица – умница, красавица, рукодельница;  Добрый молодец – смелый, честный,  добрый, трудолюбивый, любящий Родину).  Все это наши ребята получают не только на занятиях в группах, но и в театральной студии, которую уже много лет возглавляет воспитатель Иванкова Г.Ф. и помогает ей музыкальный руководитель Иващенко И.Г.. На примерах русских народных сказок, произведений дети учатся добру,  справедливости, скромности, вежливости. Литературные произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова, А.С. Пушкина воспитывают желание познавать культуру своего народа, уважительно относиться  к культуре других народов.

В нашем детском саду оборудован  великолепный зимний сад, где дети с раннего возраста знакомятся с растениями, птицами, рыбками. Они учатся ухаживать за ними.

Хорошей традицией детского сада №6 «Родничок» стали походы в банный лес, где ребята развивают не только физические качества, как выносливость, силу, ловкость, но и знакомятся с природой родного края, ее обитателями, учатся правилам поведения в лесу (не разжигать костры, не рвать цветы, не ломать ветки кустов и деревьев, не мусорить). Наши дети знают, что деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Дети с нетерпением ждут этих походов, готовятся к ним, предвкушая очередную интересную сказку-историю. Это и очень хорошая проверка дружбы, отзывчивости, доброты, умения делиться. Ведь старшие всегда помогают младшим. Как здорово принести вкусные угощения и поделиться ими с друзьями! Всегда довольные и счастливые ребята  возвращаются в детский сад и еще долго делятся своими впечатлениями с родителями.

Определяющим компонентом в формировании духовно-нравственной культуры является непосредственное общение с родителями, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Ведь основы духовной культуры личности закладываются в семье в  самые первые годы жизни ребёнка. Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективом дошкольного образовательного учреждения. В нашем детском саду новой и интересной  формой взаимодействия педагогов,  детей и родителей является занятия в  Клубе «Молодая Семья», где можно пообщаться на волнующие темы и совместно определить пути решения проблем, игры, конкурсы, викторины. Организаторами этого клуба являются воспитатели: Кобзева И.В., Гуркова Л.В., Новикова Н.В. Также эффективными формами работы с родителями на сегодняшний день являются родительские собрания, консультации, информация на стендах, дни открытых дверей, анкетирование родителей.  Родители принимают участие  в выставках детского  творчества,  физкультурно-оздоровительных проектах: «Папа, мама, я – спортивная семья»; День защитника Отечества; походы в лес; праздники; досуг; экскурсии.

В заключении хотелось бы сказать, что здоровый и духовно развитый человек счастлив. Он отлично себя чувствует, получает удовольствие от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Говоря о духовно-нравственном воспитании дошкольника, хочется донести до детей мысль, что можно жить по-разному, и человек волен сам выбирать, как строить свою жизнь, творить добро или зло. Наша задача: учить детей думать и давать оценку своему поведению и других людей, но при этом перевес всегда должен быть в сторону добра, чтобы ребёнку хотелось поступать правильно.

Наш путь – это попытка реализовать в сегодняшних условиях те традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим народом и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы. Такое преодоление особенно необходимо сейчас, и мы, глядя на наших детей, уверены, что так и будет.

Смехова Е.В., воспитатель МБДОУ д/с к/в вида № 6«Родничок», г. Красноармейск, 2012г.



[1] Маслова Н.В. Периодическая система Общих законов познания и постижения. – М., Институт холодинамики, 2007.

[2] Овчинникова А.Б. материалы конференции «Учитель – т созидатель культуры…», М.,1997.

[3] Антоненко  Н.В. Периодическая система Общих законов познания и постижения. – М., Институт холодинамики, 2007.

[4] Антонова Г.А., О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. – СПб:  ОООИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 336с.

 

Традиционные духовно-нравственные ценности образования в условиях социокультурных изменений

 

 

 

 

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>